Главная Контакты В избранное
Чтение RSS Главная страница » Праздники древних славян
  • Опрос пользователей

    Любите ли вы читать сказки? (все опросы)

    да
    нет


    Паранормальное

    Эксперимент Зло или ...
    На днях посмотрел фильм «Эксперимент зло», давно хотел, так как не раз слышал, что ф...
    Глиник – польская ан ...
    Аркадиуш Мязга занимался изучением и исследованием НЛО и аномальных зон в Польше, в ...
    Жизнь и смерть антих ...
    Адсо Дервенский в своем влиятельнейшем трактате «Книжечка об Антихристе» (другое наз...
    Запредельный мир, ко ...
    В определенном доме, чаще всего на окраине, сами собой передвигаются разные предметы...
    Кольца всевластия
    Кольца да перстни в наши дни воспринимаются всего-навсего как украшения. Меж тем, с ...
    Внезапные выходы в а ...
    Покинуть физическую оболочку человек может не только во время обычного сна. Это може...
    Невероятные астральн ...
    Эта интересная и весьма перспективная эзотерическая практика имеет лишь один недоста...
  • Праздники древних славян

    Славянские календари известны уже около двух тысяч лет. На одних из них «чертами и ре-зами» воспроизводился весь год, на других — его летняя или зимняя часть, отмечались главные празднества.

    В древности год начинался 1/14 марта, когда праздновали Авсенъ (Овсень, Таусень, Усень). Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков», «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Тем временем взрослые собирались на пригорках, пели «веснянки», обращаясь к аистам и журавлям: скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко. На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных. И наконец при всеобщем ликовании сжигали чучело Мары — олицетворение смерти и зимы.

    В день весеннего солнцестояния справляли веселую разгульную Масленицу. Это было празднество богини Лады, щедрой и веселой, олицетворяющей весну, одержавшую наконец победу над старухой зимой. Обычно облачали соломенную куклу в кафтан, надевали шапку, обували лапти и усаживали в большие сани, куда впрягали несколько лошадей. За санями шествовали ряженые, причем девушки были в мужской одежде, а парни — в женской. Объехав всю деревню, направлялись в соседнюю, где буйствовали весь следующий день. А на третий день Масленицу сжигали — с шуточками, непристойными выкриками, бранью и глумлением над раздетым чучелом. В конце недели поминали предков, выпускали на волю птиц из клеток, окуривали одежду над кострами — то было начало как бы новой жизни, прощание с зимою, подготовка к лету.

    Пасха, или Велик день, был в старину праздником Дажьбога. В этот день хоронили или сжигали Кострому-Кострубонъку — последнее напоминание о зиме, пекли сладкие хлебы-куличи, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет. Этот день всегда был самым радостным, потому что означал возвращение милости Бога-Отца, прародителя его детям— людям.

    Порадовались живые — теперь должны порадоваться и усопшие. Наступало время Радуницы (Красной горки, или Фоминой недели). То был праздник родителей, дедов, которым несли на могилы те же яства, которыми наслаждались во время Велика дня. В старину это был не день скорби, а напротив — радостного, безопасного общения с предками (ведь мертвое всегда враждебно живым — кроме этого праздничного дня).

    Зеленые Святки, или Семик, — праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту «русальную неделю», когда начиналось лето красное, веселье не утихало ночью и днем. «Похороны русалок», «похороны кукушки», «похороны Костромы» — такими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища, а само дерево — цветными лентами и полотенцами; иногда березоньку обряжали в платье и водили вокруг нее хороводы.

    От Зеленых Святок до праздника Купалы (23 июня/7 июля) — рукой подать. Купало — божество лета, полевых цветов и плодов. В эту пору все травы набирают целебную и сверхъестественную силу, поэтому в Купальскую ночь и на следующий день следовало запастись лечебным зельем впрок. Впоследствии имя бога Купалы соединилось с именем Иоанна Крестителя.

    В ночь на Ивана Купалу искали в лесу заветный цветок папоротника, дабы отыскивать клады. Велик был соблазн разбогатеть в одночасье — но и опасности подстерегали смельчака немалые, ибо Купало — еще и празднество водяных, леших, ведьм, русалок, колдунов.

    После дня Перуна (20 июля/2 августа — Ильин день: Илья-пророк тот же бог-громовник, которым был для наших далеких предков повелитель гроз Перун) следовали праздники урожая: медовый Спас, яблочный Спас, Горохов день, хлебный Спас, овсяница, складчины и братчины — вплоть до Покрова дня (1/14 октября) , когда земля уже покрывалась снегом.

    В 1492 г., когда исполнилось семь тысяч лет от мифического сотворения мира, Новый год перенесли на 1/14 сентября. Длилось это до 1700 г., когда по указу Петра I Новый год начали исчислять с 1 января. В старину же 1/14 сентября совпадало с языческим днем Великих Овсеней — праздником сбора урожая. А Рождество Христово совпало с праздником Сварожича Коляды — рождение юного бога света и тепла. Ныне это день Спиридона-солново-рота (12/25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу: не отсюда ли другое название колядок — «щедровки» ?

    Самый длинный и самый шумный ежегодный праздник на Руси — зимние Святки (с 25 декабря до 6 января/с 7 до 19 января). Солнце поворачивало на лето, хотя зима все еще была впереди. Первые шесть вечеров Святок были «святыми», последующие шесть — «страшными», ибо нечисть разного рода пускалась в разгул и всячески вредила людям. На Святках гадали о будущем урожае, о женихах и невестах, о собственной судьбе.

    С 6/19 на 7/20 января — Крещенье, Бого-явленье. Это были праздники богини Лады, которая являлась опорой и защитой всех женщин, покровительницей вдов и сирот.

    С принятием христианства количество праздников весьма увеличилось, поскольку появилось множество святых, требующих почитания. Однако в том и состоит особенность славянского, русского двоеверия, что в народный календарь попали только те святые дни, которые совпадали с какими-то существенными вехами древнего месяцеслова. Поэтому имена христианских святых обогатились новыми эпитетами, которые звучат как древние заклинания. Ивана Ку-палу мы уже упоминали. В этом же ряду: Агра-фена — лютые коренья, Агафья-коровница (в этот день надо оберегаться от Коровьей смерти), Афанасий-ломонос (сильные морозы), Агафон-огуменник (леший буйствует на гумне), Касьян немилостивый (29 февраля — самый тя-желый день високосного года), Алексей — с гор потоки (начинается активное таяние снегов), Антип-водопол (вскрываются реки), Василий-капельник (сосульки тают), Егорий Вешний, Герасим-грачевник (грачи прилетают), Евдокия-плющиха (сугробы плющит, то есть они оседают), Зосима-пчельник, Ирина — журавлиный лёт, Иосиф-песнопевец (соловьи вовсю поют) , Константин-огуречник, Олёна — длин-ные льны, Лукерья-комарница, Мартын-лисогон, Михей-тиховей, Параскева Пятница, Пан-телеймон Палий (солнце нещадно палит), Петр и Павел-рябинники, Прокл — великие росы, Семен-летопроводец, Спиридон-солно-ворот, Тимофей-полузимник, Федор-студит, Фрол и Лавр-лошадники и т. д.

    Существуют и так называемые чародейные праздники, когда народ пытается задобрить злые силы, от которых, как известно, совсем избавиться невозможно — можно только оберечься от них на время.
Яндекс цитирования